Солдатова
В.М. учитель физики
МАОУ «СШ №19- кадет корпуса «Виктория »
г.
Старый Оскол Белгородской области
Экологическое воспитание
учащихся на уроках физики
Формирование экологического
мировоззрения и мышления связано с выработкой у учащихся собственной внутренней
позиции по отношению к реальному миру. Эффективность
экологического воспитания во многом зависит от выбора учебного материала, путей
и средств его изучения.
Программа курса физики позволяет
сообщать им политехнические знания экологического характера при изучении
следующих тем «Тепловые двигатели»,
«Производство, передача и использование электрической энергии», «Атомная
физика», «Физика атомного ядра». При этом внимание должно быть уделено анализу
положительных и отрицательных экологических факторов. Например, при рассмотрении
темы «Источники тока» обращать внимание на гальванические элементы и
аккумуляторы - положительные экологические
факторы: при правильном использовании не влияют на окружающую среду;
отрицательные – могут оказаться источниками действия кислот и щелочей.
В
курсе физики на каждой из ступеней
обучения экологический материал можно сгруппировать по трем направлениям: понятие
о природной среде; понятие об охране природы; понятие о рациональном
использовании природных ресурсов.
На уроках и внеклассных занятиях
использовать пословицы, поговорки и
загадки о природе. Например, такие пословицы: всяк кулик свое болото хвалит; старого
воробья на мякине не проведешь; цыплят по осени считают.
Поговорки:
заладил, как дятел; надулся как индюк; седой, как лунь.
Загадки
о природе: меня частенько просят, ждут, а только появляюсь, прятаться начнут (дождь); один
льет, другой пьет, третий растет (дождь, земля, растение); никто их не пугает,
а они все дрожат (листья осины).
Природа во все времена была источником
вдохновения замечательных поэтов прошлого и настоящего: А.С.Пушкина, Ф.Тютчева,
А.Фета, С.Е.Есенина, В.Рождественского, М.А.Дудина. Свои чувства любви к
природе они выражали в стихах, знакомых с детства каждому.
Среди приемов и методов – изложение
материала в жанре сказки. К.И. Чуковский писал, что цель сказок «заключается в
том, чтобы какою угодно ценою воспитывать в ребенке человечность – эту дивную
способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого,
пережить чужую боль, как свою. Задача
заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской
душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без
которой человек – не человек». Сказки экологического содержания способствуют
усвоению знаний о природе в доступной, увлекательной форме, содействуют
привитию любви к Родине.
В
качестве домашнего задания – сочинение-миниатюра (экологические сказки) на
темы: сказка о зеленом лесе; весенний первоцвет; сказка о злой щуке и мертвой
реке; пропавшее солнце.
Экологические сказки использовать в урочной и внеклассной работе, привлекая
школьников к их созданию.
Сегодня учебный процесс по физике
напряжен, учащиеся готовятся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, что обусловлено решением различных задач каждого урока. Все
же значительные возможности для ознакомления учащихся с необходимыми
экологическими сведениями необходимо
находить через содержание изучаемого учебного материала(5-6 мин), для создания
проблемной ситуации, привлекать знания, приобретенные в курсах других
предметов, использовать технические средства обучения.
Литература.
1.Турдикулов
Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения
физике. – М. Просвещение,1968.
2.www.spb.kr.ru
3.www.orel.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий