среда, 4 ноября 2015 г.

Экологическое воспитание на уроках физики


Солдатова В.М. учитель физики
МАОУ  «СШ №19- кадет корпуса «Виктория »
г. Старый Оскол Белгородской области

Экологическое  воспитание  учащихся  на уроках физики

          Формирование экологического мировоззрения и мышления связано с выработкой у учащихся собственной внутренней позиции  по отношению к реальному миру. Эффективность экологического воспитания во многом зависит от выбора учебного материала, путей и средств его изучения.        
        Программа курса физики позволяет сообщать им политехнические знания экологического характера при изучении следующих тем «Тепловые двигатели»,    «Производство, передача и использование электрической энергии», «Атомная физика», «Физика атомного ядра». При этом внимание должно быть уделено анализу положительных и отрицательных экологических факторов. Например, при рассмотрении темы «Источники тока» обращать внимание на гальванические элементы и аккумуляторы -  положительные экологические факторы: при правильном использовании не влияют на окружающую среду; отрицательные – могут оказаться источниками действия кислот и щелочей.    
       В курсе физики  на каждой из ступеней обучения экологический материал можно сгруппировать по трем направлениям: понятие о природной среде; понятие об охране природы; понятие о рациональном использовании природных ресурсов.
        На уроках и внеклассных занятиях использовать  пословицы, поговорки и загадки о природе. Например, такие пословицы: всяк кулик свое болото хвалит; старого воробья на мякине не проведешь; цыплят по осени считают.
Поговорки: заладил, как дятел; надулся как индюк; седой, как лунь.
Загадки о природе: меня частенько просят, ждут, а  только появляюсь, прятаться начнут (дождь); один льет, другой пьет, третий растет (дождь, земля, растение); никто их не пугает, а они все дрожат (листья осины).
       Природа во все времена была источником вдохновения замечательных поэтов прошлого и настоящего: А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, С.Е.Есенина, В.Рождественского, М.А.Дудина. Свои чувства любви к природе они выражали в стихах, знакомых с детства каждому.
        Среди приемов и методов – изложение материала в жанре сказки. К.И. Чуковский писал, что цель сказок «заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, пережить чужую боль, как свою.  Задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек – не человек». Сказки экологического содержания способствуют усвоению знаний о природе в доступной, увлекательной форме, содействуют привитию любви к Родине.
В качестве домашнего задания – сочинение-миниатюра (экологические сказки) на темы: сказка о зеленом лесе; весенний первоцвет; сказка о злой щуке и мертвой реке; пропавшее солнце.
       Экологические сказки использовать  в урочной и внеклассной работе, привлекая школьников к их созданию.
        Сегодня учебный процесс по физике напряжен, учащиеся готовятся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, что обусловлено  решением различных задач каждого урока. Все же значительные возможности для ознакомления учащихся с необходимыми экологическими сведениями  необходимо находить через содержание изучаемого учебного материала(5-6 мин), для создания проблемной ситуации, привлекать знания, приобретенные в курсах других предметов, использовать технические средства обучения.
Литература.
1.Турдикулов Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике. – М. Просвещение,1968.
2.www.spb.kr.ru
3.www.orel.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий