четверг, 16 июня 2016 г.

Формирование коммуникативных действий


Формирование коммуникативных универсальных учебных действий как одна из задач системы образования
Задача современной системы образования заключается в формировании универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на результаты образования, одними из которых являются коммуникативные умения.
Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для общения и поддержания оптимальных отношений.
Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
·         формулировать высказывание, используя термины;
·         допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
·         учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
·         строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
·         задавать вопросы;
·         контролировать действия партнёра;
·         использовать речь для регуляции своего действия;
·         адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
·         строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Формирование коммуникативных умений - это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все,
чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности». Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения.  
Существуют два вида формирования коммуникативных компетенций: вербальные и невербальные.
К вербальным относятся:
·                   умение слушать и слышать собеседника;
·                   умение корректно задавать вопросы;
·                   умение адекватно реагировать на вопросы и давать ответы;
·                   умение допускать разные точки зрения (нейтральная позиция педагога, которая позволяет обучающимся во время занятия высказывать и «правильные», и «неправильные» точки зрения без опасения, что их одернут, остановят);
·                   установка на совместную деятельность;
·                   групповая и парная формы работы.
К невербальным относятся: 
·                   визуальные (выражение лица, позы, контакт глаз),
·                   акустические (интонация, паузы и логические ударения), 
·                   тактильные (дистанция, прикосновение).
Для развития невербальных и вербальных умений возможно использовать учебную (содержание общения труднее, оно является предметным) и внеурочную деятельность (игры, тренинги, дети общаются адекватно, общение носит неформальный характер).
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий