Формирование коммуникативных
универсальных учебных действий как одна из задач системы образования
Задача современной системы образования заключается в формировании
универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Федеральный государственный образовательный стандарт
ориентирует на результаты образования, одними из которых являются коммуникативные умения.
Коммуникативные способности – это
индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с
другими людьми для общения и поддержания оптимальных отношений.
Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей,
партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
·
формулировать высказывание, используя термины;
·
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
·
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
·
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
·
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр
знает и видит, а что нет;
·
задавать вопросы;
·
контролировать действия партнёра;
·
использовать речь для регуляции своего действия;
·
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
·
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Формирование коммуникативных умений - это «объективная необходимость,
продиктованная потребностями современного общества. Все,
чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в
предстоящей деятельности». Коммуникативная компетентность не возникает на
пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может
быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт
человеческого общения.
Существуют два вида формирования коммуникативных компетенций:
вербальные и невербальные.
К вербальным относятся:
·
умение
слушать и слышать собеседника;
·
умение
корректно задавать вопросы;
·
умение
адекватно реагировать на вопросы и давать ответы;
·
умение
допускать разные точки зрения (нейтральная позиция педагога, которая позволяет
обучающимся во время занятия высказывать и «правильные», и «неправильные» точки
зрения без опасения, что их одернут, остановят);
·
установка
на совместную деятельность;
·
групповая
и парная формы работы.
К невербальным относятся:
·
визуальные (выражение лица, позы, контакт глаз),
·
акустические (интонация, паузы и логические
ударения),
·
тактильные (дистанция, прикосновение).
Для развития невербальных и вербальных умений возможно
использовать учебную (содержание общения труднее, оно является предметным) и
внеурочную деятельность (игры, тренинги, дети общаются адекватно, общение носит
неформальный характер).
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у школьника
является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого
конкретного человека, так и для общества в целом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий