среда, 16 марта 2016 г.

В мире интересного


Интересное в мире
1. Параллельные линии в космосе пересекаются.

2. При чихании все функции организма останавливаются, даже.. сердце.

3. Утиное кряканье не дает эха.

4. Самое большее количество отжиманий за раз — 46001

5. Змея может спать в течение 3 лет

6. Длина волос на голове, отращиваемых в среднем человеком в течение жизни – 725 километров.

7. Золото — это настолько редкий металл, что за один час в мире находят больше железа, чем за всю историю нашли золота.

8. Один миллиард секунд - это примерно 37 лет.

9. Язык хамелеона вдвое длиннее его тела

10. Бегун способен со старта опередить гоночную машину в первые 10 метров.

11. Колибри — единственная птица, которая может летать задом наперед.


12. Для точного поддержания баланса и аэродинамических свойств орел, при выпадении пера из одного крыла теряет такое же перо из другого крыла.

13. Чтобы расколоть орех, достаточно положить его в горячую воду на 48 часов.

14. Между плитами пирамиды Хеопса невозможно просунуть лезвие.


пятница, 19 февраля 2016 г.

Патриотическое воспитание – основа формирования личности гражданина и патриота


В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2016годы».
 Целью гражданско-патриотического воспитания является создание условий для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. Любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и др.
К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Опираясь на то новое положительное, что появилось в психике ребенка школа, пытается формировать чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Необходимо добиваться, чтобы патриотические чувства учащихся находили выражения в полезных делах на благо Отечества, в том числе и готовность, защищать свою страну. Высокое чувство любви к родине может сложиться лишь в результате целой системы средств воспитания, включающей в себя пропаганду, пример, поведения в деятельности учащихся. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы.

среда, 4 ноября 2015 г.

Космические исследования


Тема  «Космические исследования. Сварка в космосе».
Считаю тему актуальной,  потому что проводимые мною исследования направлены на установление логических связей  между  экспериментами по сварке в космосе  с закономерностями и процессами, изучаемыми в школьном курсе физики.
Цель работы: выяснить,  почему малые количества жидкости принимают сферическую форму, как на земле, так и в космосе.
Задачи:
·        определить опытным путем какую форму приобретает под действием гравитационных сил малое количество жидкости в сосуде;
·        установить связь между строением жидкости и эффектом поверхностного натяжения;
·        обосновать, как будет вести себя жидкость в условиях космоса.
Мы привыкли думать, что жидкости не имеют никакой собственной формы. Это неверно. Естественная форма всякой жидкости – шар. Обычно сила тяжести мешает жидкости принимать эту форму, и жидкость либо растекается тонким слоем, если разлита без сосуда, либо же принимает форму сосуда, если налита в него. Находясь внутри другой жидкости такого же удельного веса, жидкость по закону Архимеда “теряет” свой вес: она словно ничего не весит, тяжесть на нее не действует – и тогда жидкость принимает свою естественную, шарообразную форму.
В основе моей работы - опыты бельгийского физика Жозефа Плато. Научная сфера деятельности ученого – теоретическая физика. Сформулировал проблему, носящую его имя - проблему Плато: «найти поверхность наименьшей площади, ограниченную данным замкнутым пространственным контуром».
(Включить видеофрагмент) В рамках исследовательской работы проведем опыт. Наливаем в прозрачный стакан  масло  на достаточную высоту.
Не торопясь, капаем  в масло каплю подкрашенной обыкновенными акварельными красками воды. Плотность растительного масла и чистой воды практически одинакова. Капля будет медленно оседать на дно. Мы использовали растворы нескольких цветов, и  в стакане с маслом возникла картина, напоминающая висящие разноцветные шары. (Пауза)
 Обратим внимание еще на один интересный факт. Силы поверхностного натяжения стремятся сократить площадь поверхности жидкости. Поэтому, если на жидкость действуют только силы поверхностного натяжения, то жидкость приобретает сферическую форму. Шар при заданном объеме имеет наименьшую из всех возможных площадь поверхности. Например, масло внутри сосуда с разбавленным спиртом собирается в шар, который не тонет и не всплывает. Проверяем вышесказанное на опыте.
В пробирке налита вода и сверху давит слой масла. Доливаем внутрь пробирки небольшое количество спирта. При этом плотность смеси становится меньше, поскольку плотность спирта меньше плотности воды. Наблюдаем, что капля  плавает уже не возле поверхности жидкости, а ниже. Но она не тонет. Почему? Объяснение такое: внизу в пробирке вода плотность воды больше плотности масла, вверху смесь, у которой плотность меньше плотности масла. Сверху вниз плотность увеличивается. Поэтому капля плавает в том слое, где плотность смеси примерно равна плотности масла. (Конец видеофрагмента)
Работая с дополнительной литературой, выясняем, что в  состоянии невесомости можно получить большие капли-шары различных жидкостей, что и наблюдалось во время проведения опытов по электросварке в космосе.
Капли эти были из расплавленного металла.
Впервые мысль о выполнения работ по сварке и резке в космосе высказал Сергей Павлович Королев в 1965 г. Предполагалось, что сварка в космосе будет использоваться при ремонте различных космических аппаратов, сборке металлоконструкций.
В июле 1984 года космонавтами Светланой Евгеньевной Савицкой и Владимиром Николаевичем Джанибековым были впервые проведены эксперименты по электронно-лучевой сварке с выходом в открытый космос.
При таком виде сварки  давление пучка и реактивное давление паров металла стремятся вытеснить жидкую ванночку из зоны плавления. Поэтому очень важно было установить, сможет ли расплавленный металл удерживаться в шве или в полости реза при работе в невесомости. Эксперименты показали, что величина силы поверхностного натяжения при электронно-лучевой сварке вполне достаточна для надежного удержания металла и нормального формирования шва. Так же надежно выполнялась и резка. Причем расплавленный металл не удалялся из полости реза в виде капель, чего можно было опасаться, а локализовался на кромках разрезаемых листов. Такое свойство жидкости объясняется поверхностным натяжением: взаимодействием молекул воды между собой и с молекулами контактирующей с ними веществ (масла).  
Все сказанное позволяет сделать следующие выводы, что малое количество жидкости в сосуде под действием гравитационных сил приобретает форму сферы. В космосе любая масса жидкости стремится принять такую форму, при которой ее поверхностная энергия будет наименьшей, т.е. сферическую, так как в невесомости влияние гравитационных сил исчезает, поэтому возрастает роль межмолекулярных взаимодействий.
Результаты исследований могут быть использованы на уроках физики, как дополнительный материал. Данное исследование можно продолжить в направлениях изучения проявления поверхностного натяжения жидкости, например, способность металлических предметов плавать на поверхности жидкостей за счёт силы поверхностного натяжения.

Экологическое воспитание на уроках физики


Солдатова В.М. учитель физики
МАОУ  «СШ №19- кадет корпуса «Виктория »
г. Старый Оскол Белгородской области

Экологическое  воспитание  учащихся  на уроках физики

          Формирование экологического мировоззрения и мышления связано с выработкой у учащихся собственной внутренней позиции  по отношению к реальному миру. Эффективность экологического воспитания во многом зависит от выбора учебного материала, путей и средств его изучения.        
        Программа курса физики позволяет сообщать им политехнические знания экологического характера при изучении следующих тем «Тепловые двигатели»,    «Производство, передача и использование электрической энергии», «Атомная физика», «Физика атомного ядра». При этом внимание должно быть уделено анализу положительных и отрицательных экологических факторов. Например, при рассмотрении темы «Источники тока» обращать внимание на гальванические элементы и аккумуляторы -  положительные экологические факторы: при правильном использовании не влияют на окружающую среду; отрицательные – могут оказаться источниками действия кислот и щелочей.    
       В курсе физики  на каждой из ступеней обучения экологический материал можно сгруппировать по трем направлениям: понятие о природной среде; понятие об охране природы; понятие о рациональном использовании природных ресурсов.
        На уроках и внеклассных занятиях использовать  пословицы, поговорки и загадки о природе. Например, такие пословицы: всяк кулик свое болото хвалит; старого воробья на мякине не проведешь; цыплят по осени считают.
Поговорки: заладил, как дятел; надулся как индюк; седой, как лунь.
Загадки о природе: меня частенько просят, ждут, а  только появляюсь, прятаться начнут (дождь); один льет, другой пьет, третий растет (дождь, земля, растение); никто их не пугает, а они все дрожат (листья осины).
       Природа во все времена была источником вдохновения замечательных поэтов прошлого и настоящего: А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, С.Е.Есенина, В.Рождественского, М.А.Дудина. Свои чувства любви к природе они выражали в стихах, знакомых с детства каждому.
        Среди приемов и методов – изложение материала в жанре сказки. К.И. Чуковский писал, что цель сказок «заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, пережить чужую боль, как свою.  Задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек – не человек». Сказки экологического содержания способствуют усвоению знаний о природе в доступной, увлекательной форме, содействуют привитию любви к Родине.
В качестве домашнего задания – сочинение-миниатюра (экологические сказки) на темы: сказка о зеленом лесе; весенний первоцвет; сказка о злой щуке и мертвой реке; пропавшее солнце.
       Экологические сказки использовать  в урочной и внеклассной работе, привлекая школьников к их созданию.
        Сегодня учебный процесс по физике напряжен, учащиеся готовятся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, что обусловлено  решением различных задач каждого урока. Все же значительные возможности для ознакомления учащихся с необходимыми экологическими сведениями  необходимо находить через содержание изучаемого учебного материала(5-6 мин), для создания проблемной ситуации, привлекать знания, приобретенные в курсах других предметов, использовать технические средства обучения.
Литература.
1.Турдикулов Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике. – М. Просвещение,1968.
2.www.spb.kr.ru
3.www.orel.ru